Ассоциация библиотекарей образовательных учреждений Ульяновской области
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Поиск

Друзья сайта

· RSS 22 Ноября 2024, 14:58

Главная » Статьи » Конференции, съезды, форумы

Выступление Т.Д.Жуковой на съезде ШБ ПФО

Доклад на съезде школьных библиотекарей Приволжского федерального округа

Т.Д. Жукова,

Президент Русской школьной библиотечной ассоциации


Уважаемые делегаты и высокие гости нашего съезда, дорогие друзья и коллеги!

  Мы рады приветствовать вас на ульяновской земле. Сегодня эта гостеприимная земля собрала настоящих подвижников нашего дела! 
Наш съезд – это результат совместной работы – Правительства, учреждений образования и культуры Ульяновской области и нашей профессиональной общественной организации. И мы особенно благодарны лично Губернатору Ульяновской области Сергею Ивановичу Морозову за способность увидеть и оценить значение библиотеки в государственном масштабе и за важную работу в подготовке и организации нашего съезда.
Объединение административных и общественных ресурсов отражает современные тенденции развития нашего общества – перехода в свое новое состояние – «государство самоорганизующееся» – гражданское общество.
  Наш съезд продолжает традиции, заложенные Первым всероссийским съездом школьных библиотекарей, который стал настоящей PR-акцией и презентацией российского школьного библиотечного сообщества и дал толчок общественно-государственному развитию нашего дела. А делегаты 1-го съезда стали настоящими генераторами региональных процессов развития школьных библиотек. 
Задача нашего съезда – ускорить эти процессы, привлечь внимание представителей органов региональной и местной власти к нашей теме. Нам вместе с вами в течение насыщенных дней работы съезда необходимо наработать такой итоговый документ, который станет руководством к действию.  
Символично, что наш съезд проходит именно сейчас, в октябре, когда наша ассоциация, поддерживая инициативу Международной ассоциации школьных библиотек (IASL) по проведению с 1 по 30 октября 2008 года во всех странах мира Месячника школьных библиотек, проводит российскую акцию «Школьные библиотеки – на повестке дня!». Цель акции – привлечение внимания к проблемам школьных библиотек органов власти, общества и бизнес-структур для обеспечения дополнительных ресурсов развития этого важного социального института детства. 
И наш съезд уже сегодня помог включить в повестку дня многих руководителей вашего Федерального округа нашу тему.
Старт месячнику «Школьные библиотеки – на повестке дня!» был дан на пресс-конференции в Центральном доме журналиста. В течение месяца во всех регионах страны будут проходить тематические Круглые столы и встречи. Задачей нашей Ассоциации включить в повестку дня, начиная с первых лиц государства, заканчивая директорами школ и родительской общественностью.  
А завершающим мероприятием Месячника станет Съезд школьных библиотекарей Центрального Федерального округа. 
Социологи внесли профессию библиотекаря в суперкреативное ядро профессий XXI века. Поскольку специалисты любой области больше 60 % своего рабочего времени будут тратить на сбор, обработку информации и креативное использование. А это на протяжении веков и было сутью профессии библиотекаря. Наша профессия всегда взращивала все остальные профессии. Но сегодня сам библиотекарь нуждается в активной поддержке общества. 
Как поменять в обществе восприятие нашей профессии – с обслуживающей на творческо-креативную – и сделать её востребованной и престижной?  
И если библиотекарь – представитель творческой профессии, то какие условия нужны ему для развития его творческого потенциала, особенно если он работает с детьми и юношеством в школьной библиотеке?
Границы нашей профессии, как и любой другой в 21 веке, могут размываться, если профессиональное сообщество, сами носители профессии, не встроятся в современные процессы. Поэтому так важны такие съезды, инновационные – по содержанию и интерактивные – по форме, где вырабатывается мысль, развивающая, прежде всего, наше профессиональное сознание. 
Хочется, чтобы наш съезд стал процессом открытого коллективного творчества, именно такой процесс всегда роднит людей и пробуждает в каждом желание раскрыться, высказаться, и отдать свое «заветное» на пользу людям, и найти отклик в других. 
И это поможет решить еще одну острую проблему нашего сообщества – его разобщенность. Наши коллеги и друзья – библиотекари системы Минкультуры – проводят до тысячи мероприятий в год. И нам с вами необходимо многократное усиление профессионального общения и обмена. Надеемся, что этому поможет и площадка инновационного опыта, которая будет работать на съезде. 
В России пришло время инновационного рывка, и этот шанс не должен быть упущен и нашим сообществом. 
Никогда раньше у школьных библиотек не было таких условий для развития – сегодня это поддержка, начиная с первых лиц государства, Минобрнауки России, Мининформсвязи России, Государственной Думы. Мы чувствуем поддержку и наших коллег системы Минкультуры, и самых различных общественных организаций. Всё это огромные ресурсы, для освоения которых и от нас требуются также огромные ресурсы.
  И главное, сегодня нужны люди, способные масштаб своей личности дотягивать до масштаба задач, за которые они берутся, то есть уметь дотягиваться и профессионально и, что ещё важнее, – духовно, уметь тратиться, порой наступая на свою гордыню. «А трата духовной энергии есть одновременно её приращение, обеспечивающее раскрытие и рост души, ибо кладезь души в её обращении к миру и в её погружении в саму себя неисчерпаем!» – как подчеркивает известный психолог В.П. Зинченко.
  Уверена – людей такого масштаба и Духа много в нашем сообществе и на нашем съезде. 
  Именно благодаря таким людям мы делаем сегодня прорыв в новое качество нашей системы.
  А наша система – многоплановая, сложная и требующая сегодня более сложного механизма управления, чтобы быть устойчивой в своем развитии.  
  И для создания такой системы мы выбрали подход общественно-государственного управления на основе синергетики как эффективного инструмента самоорганизации социальных систем. 
Синергетический подход в критических точках развития любых систем – в которых происходит либо сценарий разрыва, либо сценарий прорыва, –позволяет выбирать сценарии развития – т.е. вектор прорыва в систему нового качества. Как известно, такие точки в науке называются «точками бифуркации», или точками разветвления эволюционной линии, в которых происходит качественный скачок.
И синергетический подход помогает профессиональным общественным организациям сигнализировать государству об этих точках, ориентировать государственных деятелей на вектор и факторы влияния для нейтрализации социального неблагополучия, например, в конкретной профессиональной среде.
И этот подход позволил нам встроить систему школьных библиотек в процессы модернизации системы образования, чтобы наши библиотеки попали в один темпомир и начали развиваться с равной скоростью и внутри системы образования, и внутри библиотечной отрасли. 
Необходимо отметить, что за последние 15 лет система российского образования прошла минимум 2 таких точки бифуркации. Это, во-первых, - первая волна модернизации 90-х годов, и, во-вторых, – этап информатизации образования. Но на этих двух этапах наши библиотеки не рассматривались ни как ресурс модернизации, ни как важнейший ресурс создания информационно-образовательной среды школы, а школьный библиотекарь – не рассматривался как информационный лидер. В результате такой политики школьные библиотекари стали информационно бедной профессиональной группой по отношению и к своим коллегам в образовании, и к своим коллегам – библиотекарям других ведомств.
 И на этих двух этапах слабые голоса школьного библиотечного сообщества не были услышаны. 
И время подтвердило низкую эффективность процессов модернизации в образовании без учета библиотек, способных поддерживать педагогические инновации.
И сегодня, когда система российского образования переходит на новое качество в связи с принятием в декабре 2007 года нового стандарта в школьном образовании, набрана критическая масса и в нашем профессиональном сообществе школьных библиотекарей, наконец-то наш голос услышан, и наша система школьных библиотек встраивается в общие процессы модернизации образования.  
Таким образом, на этом этапе мы догоняем время и реально хотим обеспечить лозунг: новым моделям образования должны соответствовать новые модели школьных библиотек. А на следующем этапе мы уже ставим амбициозную задачу опережающего развития наших библиотек, т.е. – нам необходимо разработать новую модель такой школьной библиотеки, которая сама станет катализатором и ресурсом создания новых моделей образования. 
Для этого нам нужна сильная самоорганизующаяся система, а такая система должна иметь свою программу и примет только такое управленческое воздействие, которое соответствует её природе.
И выбранная нами тактика управления направлена на поддержку процессов самоорганизации, прежде всего, в регионах – через создание региональных представительств на основе специалистов органов управления образованием и групп инновационно мыслящих и работающих библиотекарей, способных создавать и реализовывать региональные программы модернизации школьных библиотек. 
И это создает условия для свободного самовыдвижения активных личностей сообщества в восходящем векторе становления нашей системы в целом. И теперь наши региональные представительства отмечают, что они работают не «вместо» региональной власти, а «вместе», активно участвуя в процессах, которые происходят в системе образования сегодня. 

  И вместе нам необходимо решить важную системную задачу создания в России эффективной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие школьных библиотек и «индустрии» для них.
Проведен тщательный анализ состояния отечественных школьных библиотек, включая законодательную базу, кадры, фонды и уровень информатизации.
Несколько слов, прежде всего, о законодательной базе. 

Российским законодательством в образовании до настоящего времени не закреплены правовые основы деятельности библиотек образовательных учреждений. Комитет Государственной Думы по образованию совместно с экспертами нашей ассоциации подготовил проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании». В этот закон внесены изменения, направленные на установление федеральных требований к образовательным учреждениям в части нормативов библиотечного обслуживания учащихся и комплектования библиотечных фондов. Законопроект устанавливает также ответственность образовательного учреждения за организацию деятельности библиотеки.  

И это только первый шаг к созданию современного правового поля школьных библиотек, развивать и дополнять которое необходимо и на региональном, и на местном уровне.

  Остро до сих пор стоит вопрос о ставке библиотекаря, которая с советских времен зависит от количества классов-комплектов, а в условиях сегодняшней демографической ситуации они уменьшаются. По нашим оценкам, уже более чем в 40% школ России школьные библиотекари работают на полставки. Но если рассматривать библиотеку и как культурный центр школы, как кабинет №1, то независимо от того, сколько классов-комплектов в школе, необходимо иметь полноценную ставку, а может быть, и две. Ведь от этих специалистов зависит качество среды школы, в которой преподают учителя, учатся и развиваются наши дети. Нужно привести профессию школьного библиотекаря в соответствие с той миссией, которая стоит перед ним в ХХI веке. А через сильную школьную библиотеку защитить наших детей от информационного и культурного разрыва.
   
Кадры.
   
  У нас есть уникальные кадры, которые, несмотря на маленькую зарплату, хорошо и творчески работают. Но это уходящее поколение, получившее в свое время специальное образование для библиотечного обслуживания детей и юношества. 
В настоящее время сложившаяся система подготовки библиотечных кадров не имеет специализации «Детские и школьные библиотеки». А в России именно с этих отделений начинались когда-то библиотечные вузы. Сегодня мы имеем тревожную информацию о закрытии специализированных кафедр, так как со стороны системы образования нет социального заказа на подготовку специалистов для библиотек образовательных учреждений. 
Сочетание низкой зарплаты и низкого социального статуса; отсутствие системы специальной подготовки именно школьного библиотекаря ставит под угрозу само существование этой профессии и школьной библиотеки как важного социального института. Уникальность этого института в том, что через него проходят все дети России, а они нуждаются в самых лучших библиотечных специалистах. 
Наши зарубежные коллеги сегодня делают прорывы именно в вопросах подготовки и переподготовки кадров, и в целях усиления читательской среды ребенка формируют свои национальные государственные программы по чтению, опираясь, прежде всего, на школьные библиотеки. 
  Примером положительного зарубежного опыта может служить Южная Корея, где Министерство образования и развития человеческих ресурсов изменило прагматический взгляд на образование, единственной целью которого было не развитие личности, а успехи в экономике. Этот подход вызывал у общества (так же как сейчас и у нас) только интерес к экзаменам, книга рассматривалась только как источник информации, а чтение понималось только как работа с текстом. 
Смена парадигмы образования в Южной Корее привела и к изменению отношения к профессии школьного библиотекаря не как к обслуживающей, а как к творческо-креативной профессии. Большой вклад в это внесли неправительственные организации и родительские движения. 
Детей стали побуждать больше думать и читать с целью развития целостного мышления. Поэтому проблема школьных библиотек была там позиционирована в Правительстве, был создан специальный Департамент школьных библиотек, разработана ключевая стратегия под названием «Пятилетний мастер-план по развитию школьных библиотек» с большим государственным бюджетом, выработан контрольный список критериев, которым должны следовать местные органы власти в своей работе со школьными библиотеками. Уровень обслуживания и наличие книжных коллекций в библиотеках, несмотря на активное внедрение ИКТ в этой стране, оценивается как составная часть функционирования местных органов управления образованием. 
В этой стране идет сплошная переподготовка школьных библиотечных кадров по специализации «библиотекарь-педагог» с акцентом на такие темы, как психология и педагогика чтения и формирование информационной культуры учителей и учащихся. 
Эта модель реформирования системы школьных библиотек была рекомендована ИФЛА – Международным библиотечным сообществом – для других стран мира как наиболее удачная. 
В этом году я принимала участие в Международной конференции школьных библиотекарей, которая прошла в США, в городе Беркли. Там мы смогли провести переговоры с руководителями ассоциаций школьных библиотек ведущих стран мира и определить правильность нашего вектора развития в контексте мировых тенденций.
Важнейшей темой конференции было обсуждение вопроса о том, как школьный библиотекарь, который за рубежом уже давно имеет статус и педагога, и информационного лидера школы, должен вписаться в процессы перехода на новые стандарты образования.
И в этой связи необходимо отметить, что к 2008 году и российское образование перешло на новый этап своего развития. В первую очередь, этому способствовала реализация Приоритетного национального проекта «Образование». Суть качественных изменений, которые произошли в отрасли, в том, что сегодня образование готово к установлению и внедрению новых стандартов.
И статья 7 закона «Об образовании» в п. 4 напрямую говорит об условиях, необходимых для реализации стандарта, среди которых важнейшим мы считаем современную школьную библиотеку с фондом, обеспечивающим инновационные образовательные процессы, и специалистами, имеющими высокую квалификацию. 
Системе образования, используя общественно-государственный механизм управления, создавая управляющие комитеты, в том числе из родительской общественности, предстоит решить задачу создания уклада современной школы, соответствующего традициям отечественного образования. 
Всё это поможет изменить парадигму нашего российского образования для развития целостной личности, а не просто для подготовки «квалифицированного потребителя» услуг, а значит результатов творческого труда других людей, не «калькулирующего менеджера» и ментального калеку, у которого закрыты интуитивные каналы, а творца, способного силой своих идей позитивно менять мир.

Справедливо много говорят сейчас о качестве школьного питания. Но мало говорят о качестве духовного питания: чем ребенок сегодня «питается» в духовном плане, в том месте, где он проводит большую часть своего времени. Сегодня, к сожалению многие наши дети не получают нужную книгу в нужном месте в нужное время. А потом их уже трудно приобщить к чтению.
  И сегодня в нашем фильме главная героиня – ученица «Лучшей школы России» 2006 года. 
Директор этой школы весь грант – 3 млн. рублей – потратил на фонд библиотеки, вокруг которой, по его мнению, и развивается эта школа. В фильме мы, конечно, перепрыгнули через время и показали эту девятиклассницу уже читательницей главной библиотеки страны – Ленинки, показав путь нашего читателя от самой первой библиотеки до главной библиотеки страны.  
Мы привлекаем так настойчиво государственное внимание к школьным библиотекам, так как это первая библиотека в жизни ребенка, и именно школьная библиотека готовит читателя для всех других типов библиотек. Поэтому школьные библиотеки не должны быть слабым звеном в библиотечной сети страны, тем более, что они составляют 49% от общего числа библиотек. И мы предлагаем библиотечное обслуживание детей и юношества в нашей стране сделать приоритетной составляющей в создаваемой ныне Концепции развития библиотечного дела в России до 2015 года. И этот подход необходим и во всех региональных концепциях развития библиотечного дела. Концепции должны быть направлены на решение всех наших острых проблем, включая кадры и фонды. 
Комплектование основных фондов школьных библиотек, которое практически прекратилось около 15 лет назад, сегодня может решить еще одну острую проблему: издательствам иметь гарантированные тиражи детской, справочной и научно-популярной литературы, что существенно укрепит этот важный сегмент книжного рынка, а также поддержит наших современных детских писателей. Детские и научно-популярные СМИ смогут встать с колен, увеличить тиражи и улучшить качество своих изданий. Поэтому необходимо выделять средства на комплектование школьных библиотек, а это поддержит и издателя, и писателя, и хорошие СМИ. 
Главная задача нашей ассоциации, защищая интересы школьных библиотекарей, прежде всего, защищать интересы наших детей, укрепляя важное пространство для их развития – школьную библиотеку. Поэтому миссией нашей ассоциации является объединение духовных и интеллектуальных ресурсов России для развития школьных библиотек как катализаторов процессов воспитания, образования и повышения качества жизни детей и юношества.
И мы считаем, что необходимо поднять статус библиотек, обслуживающих детей и юношество, на уровень решения задач геополитического масштаба – защиты духовности России и её государственности.
В наших библиотеках всегда концентрировались представители российской интеллигенции, и они создавали среду для взращивания и воспроизводства новых поколений интеллигенции.
Формировать человека, особенно юного, невозможно без книги и творческого чтения, без качественного библиотечного фонда и квалифицированного специалиста, без возрождения интереса юных читателей к классике. 
Без этого возникает опасность разрыва нашей культурной традиции и опасность взаимного непонимания между поколениями.
Неутешительные результаты детей в последнем международном тестировании ПИЗА по качеству чтения, где наши старшеклассники заняли 37–40 место среди своих сверстников из 57 стран и впереди нас оказались даже Турция, Словения, Чили – подтверждение этому. Такой низкий индекс Пиза показывает, что наши подростки владеют навыками только поверхностного чтения, они не способны понять мысли и смыслы, стоящие за текстом.
Поэтому не случайны прошедшие по всей стране акции и конгрессы в поддержку детского чтения, смысл которых лучше всего выражают слова: «Творческое чтение наших детей – духовная безопасность будущего России».  
Флагманской программой нашей Ассоциации школьных библиотек России стало движение «Молодая Россия читает». В поисках эффективных путей выхода из ситуации был найден механизм привлечения внимания общества к решению проблем детского чтения через родительские движения, которые сегодня, в условиях перехода России на самоорганизацию и общественно-государственное управление школами стали во многих регионах юридически самостоятельными и авторитетными организациями, реально влияющими на качество и доступность образования. И в нашем проекте «Всероссийское родительское собрание по детскому чтению» мы решили соединить потенциал наших библиотечных специалистов с энергией родительского движения и педагогического сообщества. В рамках движения «Молодая Россия читает» также инициирован и издается целый ряд специализированных журналов по чтению для взрослых, а также детских журналов, способствующих духовной и информационной безопасности юных. 
Журналы «Крылья» и «Юный краевед» через чтение помогают молодым «расправлять свои творческие крылья» и помнить о своих корнях.  
Наши СМИ стали объединяющей творческой средой для лучших российских специалистов, и это позволило нам транслировать идеи, которые продолжают отечественные традиции педагогики и воспитания через творческое чтение. Они были заложены целой плеядой русских деятелей культуры.  
 В чтении великих образцов литературных произведений они видели могущественное средство, при помощи которого юношество приобретает связь с родиной и человечеством и, как говорил Виктор Петрович Острогорский, «забирает с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в годы сурового мужества, добрые стремления», поддерживающие и предохраняющие человека от измельчания и опошления. 
И как отметил Фазиль Искандер в своих литературных заметках: «Насколько легко ограбить, обмануть культурного человека в жизни, настолько трудней его ограбить в духовном отношении. Потеряв многое, почти все, культурный человек, по сравнению с обычным, крепче в сопротивлении жизненным обстоятельствам. Богатства его хранятся не в кубышке, а в банке мирового духа. И многое потеряв, он может сказать себе и говорит себе: я ведь еще могу слушать Бетховена, перечитать «Казаков» и «Войну и мир» Толстого».
Существует некий закон культурной работы в обществе – только совокупными усилиями дается накопление сил интеллекта, морали и духовности. 
А духовная безопасность сегодня является ядром информационной безопасности. Не случайно говорят, что 21 век – это век информации и век психологии. Возникает глобальная опасность для человечества и для будущего наших детей – манипулирование сознанием и управление мыслями. И в этом контексте повышается роль школьного библиотекаря и как социального библиотерапевта, и как навигатора в бурно развивающихся информационных потоках, а библиотеки – как аптеки для души, ключевая цель которой – пробудить душу ребенка, помочь ему найти собственный путь в жизни и творчестве.
Библиотека во все времена была «духовным зеркалом» культуры, ее моделью, книжным отражением вселенной, средоточием и олицетворением коллективного разума, который возникает в результате необходимости обмена, накопления, отбора и хранения информации, производимой людьми в процессе их жизнедеятельности. Сначала это – коллективный разум семьи или племени, затем – народа или страны, позднее – цивилизации. И в настоящее время речь идет уже о коллективном разуме планетарного масштаба при переходе в глобальное общество знаний. 
Именно поэтому идут очень динамичные процессы в системах образования всего мира, и не случайно меняется парадигма образования. Поэтому так важно, чтобы рядом с теми, кто учит и кто учится, были квалифицированные информационные специалисты, способные обеспечить эти процессы, ведь человеку нужна не просто информация, а ценная информация
Во всем мире идет революция в обучении с опорой на развитие самого мощного компьютера в мире – человеческого мозга, удивительные способности которого используются пока лишь частично. И в этом контексте неутешительные результаты ПИЗА наших подростков – это не просто снижающийся интерес к чтению, а снижение качества их мышления, а значит их способности к творческой деятельности.
И в заключение хочу сказать, что мир, в котором будут жить наши дети – это и непрерывные информационные войны, противостояние виртуальности и реальности, омертвление и животворение знаний, что определит судьбу человечества при переходе к четвертому измерению. И в этом контексте проблемы чтения сливаются с проблемами человека в целом. Волшебную роль канала коммуникации для наших детей будет всегда играть наш язык, волшебное слово литературы, которые являются главными инструментами нашей удивительной профессии. И в этом глобальном контексте миссия нашей профессии и наши проекты приобретают особый смысл. 
Говорят, что время меняет свое течение вблизи больших объектов, поэтому я желаю всем нам больших проектов в нашей жизни, которые притянут и большую энергию. И Бог нам даст и силы, и время. И у нас обязательно все получится! 
Категория: Конференции, съезды, форумы | Добавил: Admin (27 Ноября 2008)
Просмотров: 2020
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright IGMP © 2024