В помощь школьному библиотекарю
Рекомендации заведующей библиотекой УИПКПРО, секретаря правления УлРО РШБА И.П. Жестковой.
Нормативные документы, регламентирующие работу школьной библиотеки
Основная внутрибиблиотечная документация:
1. Положение о библиотеке; 2. План работы библиотеки; 3. Должностные инструкции работников библиотеки; 4. Правила пользования библиотекой; 5. Режим работы библиотеки; 6. Паспорт библиотеки. Документы учета и контроля
По основному фонду:
1. Книга суммарного учета. 2. Инвентарные книги. 3. Дневник работы библиотеки. 4. Тетрадь, учета книг, взамен утерянных. 5. Тетрадь учета подарочных изданий. 6. Акты. 7. Читательские формуляры.
По учебному фонду:
1. Картотека учебников. 2. Тетрадь замены учебников. 3. Журнал учета поступивших учебников. 4. Журнал выдачи учебников по классам. 5. Книга суммарного учета.
Планирование и отчётность в работе школьной библиотеки.
План работы любой библиотеки определяет:
1. Цели, задачи и основные направления; 2. Тематику, содержание, формы и методы технологии работы библиотеки в целом.
Основные функции библиотеки: - Образовательная. - Информационная. - Культурная. План составляется с учётом основных тем года, с учётом литературных и памятных дат. Выделяются традиционные (постоянные) направления и специфические для этого года (Год здорового образа жизни, год семьи и т.д.).
Среди традиционных можно рекомендовать следующие:
1. Работа с библиотечным фондом. Формирование и использование фонда. 1) Комплектование фонда учебными, справочными, педагогическими, научно-популярными пособиями на традиционных и нетрадиционных носителях, учитывая профиль образовательного учреждения. 2) Использование и размещение фонда в соответствии с ББК. 3) Списание. 4) Обеспечение сохранности фонда. 5) Оформление подписки на периодику, контроль доставки. 6) Инвентаризация.
2. Информационно-библиографическая и справочная работа.
1) Организация и ведение СБА (справочно-библиографического аппарата: каталоги, картотеки, рекомендательные списки). 2) Справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей. 3) Формирование информационной культуры. 4) Рекламная деятельность библиотеки (реклама библиотеки, книжного фонда, услуг).
3. Содержание и организация работы с пользователями.
1) Индивидуальная работа (изучение читательских интересов, анализ чтения, работа с основными читательскими группами). 2) Массовая работа (конкурсы, викторины, встречи, вечера, диспуты, обзоры, библиотечные уроки).
4. Внедрение новых информационных технологий.
5. Укрепление материально-технической базы (хозяйственная деятельность).
6. Повышение квалификации.
Примерная схема/план работы с учебным фондом.
1. Составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учетом их требований. 2. Изучение и анализ использования учебного фонда. 3. Работа с каталогами, тематическими планами издательств на учебно-методическую литературу, рекомендованную Минобразования России. 4. Редактирование картотеки учебной литературы. 5. Проведение рейдов по проверке состояния учебников. 6. Прием и выдача учебников. 7. Списание учебников. 8. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.
Эти примерные схемы отражают все основные направления и виды деятельности школьной библиотеки и носят рекомендательный характер.
Успехов Вам при организации планирования работы библиотеки!
|