Ассоциация библиотекарей образовательных учреждений Ульяновской области
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Поиск

Друзья сайта

· RSS 29 Марта 2024, 14:38

Главная » Статьи » Научные статьи и публикации

Научно-методическое сопровождение деятельности школьных библиотек по формированию информационной культуры учащихся

Научно-методическое сопровождение деятельности школьных библиотек

по формированию информационной культуры учащихся


Н.А. Барсукова, председатель УлРО РШБА, 
заведующая учебно-методическим кабинетом по работе
 с библиотеками, издательствами и СМИ УИПКПРО,
 кандидат исторических наук, доцент.



Открывая Межрегиональную выставку-ярмарку инновационных проектов школьных библиотек, которая подвела итоги 2008 года, когда Ульяновск был библиотечной столицей России, ректор УИПКПРО Т.Ф. Есенкова отметила: «Модернизация образования предполагает пересмотр традиционных направлений деятельности школьной библиотеки. Библиотека, как и образование в целом, должна быть ориентирована на будущее, которое требует от человека умения работать с большими потоками информации». Таким образом, если 2007 год – год чтения и русского языка – выявил серьезные проблемы школьных библиотек Ульяновской области, а в 2008 г. были определены основные направления решения этих проблем, то в 2009 г. перед нами стоит задача модернизации школьных библиотек области в соответствии с модернизацией всей системы образования и повышения ответственности школьных библиотекарей за формирование информационной культуры учащихся.
  
Термин «информационная культура» впервые появился в работах отечественных книговедов в 70-е гг. ХХ в. и связывался с осознанием глобальной роли информации в становлении общества и деятельности личности. В настоящее время информационная культура личности рассматривается в качестве одной из составляющих общей культуры человека и включает в себя систему знаний и умений, с помощью которых человек обеспечивает целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Для формирования информационной культуры необходима соответствующая ресурсная и технологическая база и специалисты, обеспечивающие этот процесс.
  
Мы привыкли рассматривать библиотеку в том классическом варианте, который знали, когда учились в школе и в высших учебных заведениях, но время меняется, динамичность сегодня формирует новые взгляды на это очень важное звено всей образовательной системы. Сегодня важно рассматривать школьную библиотеку как новую формацию, определить вектор ее дальнейшего развития. Здесь не всё однозначно.
  
Усиливается информационный поток, который получают наши школьники. В рамках национального проекта «Образование» завершается подключение всех общеобразовательных школ к сети Интернет, к образовательным электронным ресурсам, в том числе и нового поколения. В Федеральном центре ИОР их более 10 тысяч. Задача школы – сделать эти ресурсы доступными каждому ученику, а организовать работу по их освоению должна именно школьная библиотека.
  
Но мы можем потерять читателя, если будем думать только о технических средствах, электронных носителях или только о книгах, которыми сегодня необходимо обеспечить библиотеку, не думая о том, каковы смысл и значение деятельности школьного библиотекаря. Концепция школьной библиотеки заключается не только и не столько в том, чтобы располагать возможностями предоставления информации в различных формах, но в том, чтобы репрезентировать образы мира и культуры, которые должны быть «впечатаны» в сознание школьника – преобразовать информацию в знание.
  
К сожалению, в настоящее время школьная библиотека ориентирована только на печатную культуру и на обслуживание учебного процесса, она не отражает мир современного подростка, его ценности и образ жизни – поэтому школьная библиотека нуждается в преобразовании. Есть множество мнений в спорах о путях преобразования школьной библиотеки: она должна стать медиатекой, информационно-образовательным, информационно-культурным, информационно-досуговым центром и т.д. Но во имя чего будут осуществляться эти преобразования? Вопрос сложный, и пока однозначного ответа в обществе на него нет. Но все же, думается, эти преобразования необходимы во имя развития личности человека, который живет в очень сложном информационном и социально-экономическом мире.
  
В январе этого года была завершена работа над Программой модернизации школьных библиотек Ульяновской области 2009 – 2012 гг., инициированной Русской школьной библиотечной ассоциацией и Губернатором – Председателем Правительства Ульяновской области С.И. Морозовым. Самое активное участие в ее разработке приняли сотрудники УИПКПРО. Задачами Программы являются следующие:

1. Обеспечение гарантированного комплектования библиотечных фондов школьных библиотек современными источниками информации на различных носителях.
2. Обеспечение высокого уровня информационно-библиографического обслуживания школьников Ульяновской области, оперативного получения ими правовой, образовательной и другой информации.
3. Модернизация деятельности школьных библиотек Ульяновской области посредством компьютеризации, включением их в мировое информационное пространство.
4. Создание комфортной среды, привлекательного имиджа школьных библиотек.
5. Ремонт и техническое переоснащение библиотек общеобразовательных школ Ульяновской области.

Для успешной реализации этой программы недостаточно только административного ресурса. Школьная библиотека не должна быть просителем. Она должна, в первую очередь, показать все свои возможности для решения образовательных задач на уровне школы, села, города, области, округа и всей страны. Очень символично, что 2008 год, когда Ульяновск стал библиотечной столицей России, мы завершили замечательным праздником – демонстрацией инновационных возможностей школьных библиотек на Межрегиональной выставке-ярмарке.
  
Уникальный опыт работы нашего УИПКПРО со школьными библиотеками интересен всем нашим коллегам, поэтому Ульяновское региональное отделение РШБА, учебно-методический кабинет по работе с библиотеками, издательствами и СМИ УИПКПРО считает своим долгом самое широкое его распространение и популяризацию лучших достижений ульяновских библиотекарей, работающих с детьми. В 2008 году из печати вышли два сборника с публикациями школьных библиотекарей, три статьи в лучшем профессиональном журнале России «Школьная библиотека». Находится в печати сборник материалов Межрегиональной выставки-ярмарки инновационных проектов школьных библиотек в двух частях.
  
В Ульяновской области годы чтения и библиотек не заканчиваются. Наша область в 2008 г. вступила в пятилетие школьных библиотек – ведь программа их модернизации рассчитана до 2012 г. Учебно-методический кабинет по работе с библиотеками, издательствами и СМИ УИПКПРО, Ульяновское региональное отделение Русской школьной библиотечной ассоциации будет развивать работу по встраиванию библиотек школ, учреждений системы НПО и СПО в инновационные процессы развития образования, а, следовательно, и повышению статуса школьного библиотекаря как библиотекаря-педагога, руководителя чтения учащихся, их родителей и педагогов, как помощника директора образовательного учреждения по формированию информационной культуры.
  
Одной из важнейших задач в развитии инновационной деятельности является межведомственное взаимодействие библиотек разных систем и ведомств. Нашими постоянными социальными партнерами являются сотрудники Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества им. С.Т. Аксакова, которые активно участвуют во всех проектах и программах развития школьных библиотек области, совместно с УИПКПРО осуществляют методическое руководство детскими конкурсами и конкурсами профессионального мастерства, постоянно взаимодействуют с нами в работе по повышению квалификации школьных библиотекарей.


Съезд школьных библиотекарей Приволжского федерального округа принял решение ввести в школьный компонент образовательного стандарта дисциплину «Основы информационной культуры» (по образцу программы, разработанной специалистами Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества им. С.Т. Аксакова и Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования) и рекомендовать для ведения этого предмета школьного библиотекаря и специалиста муниципальной библиотеки, обслуживающей детское население. Учебная программа «Информационная культура личности» разработана Т.В. Ревякиной, ведущим библиографом УОБДЮ, и И.П. Жестковой, заведующей библиотекой УИПКПРО, методистом УМК по работе с библиотеками, издательствами и СМИ.

Создание научно-методического сопровождения деятельности школьных библиотек по формированию информационной культуры учащихся является важным направлением работы УМК БИС.

1. К 65-летию института был издан сборник статей и методических материалов «Школьная библиотека – центр формирования информационной культуры учащихся».
2. 28 октября 2008 г. в рамках Всероссийской конференции «Актуальные проблемы изучения и преподавания филологических дисциплин» была организована и успешно работала секция школьных библиотекарей «Библиотека – центр формирования информационно-коммуникативных навыков». В ноябре вышел сборник ее материалов.
3. Постоянно проводятся проблемные семинары школьных библиотекарей по формированию информационной культуры учащихся в Областной библиотеке для детей и юношества им. С.Т. Аксакова, в Центральной городской библиотеке им. И.А. Гончарова, библиотеке № 28, в школах г. Ульяновска (всего за 2008 г. было проведено 9 семинаров, в 2009 г. – 2).
4. Создаются районные методические объединения школьных библиотекарей. Сотрудники УМК БИС проводят методическую учебу по заявкам РМО школьных библиотекарей с выездом на места, а также организуют занятия с руководителями РМО в нашем институте. На 2009 г. такие занятия запланированы на март и август.
5. Для помощи школьным библиотекарям и педагогам по вопросам информационной культуры предусмотрены еженедельные консультации по темам: «Информационное обеспечение образовательного процесса», «Формирование информационной культуры личности в библиотеках ОУ».
6. Разработано и размещено на сайте УИПКПРО дистанционное консультирование школьных библиотекарей по теме «Формирование информационной культуры учащихся».
7. 20 декабря 2008 г. впервые была проведена Межрегиональная выставка-ярмарка инновационных проектов школьных библиотек, на которой самое важное место заняли разработки, посвященные формированию информационной культуры, связанные с использованием в работе школьных библиотек современных технологий. 
8. В учебной программе курсов повышения квалификации школьных библиотекарей в 2009 г. предусмотрены дополнительные часы на методическую подготовку к преподаванию предмета «Информационная культура личности».
9. Разрабатывается модульная программа «Школьная библиотека – информационный центр поддержки образования» (срок – май 2009 г.).
10. Готовятся к изданию методические рекомендации «Организация и проведение библиотечно-библиографических уроков и внеклассных мероприятий по развитию культуры чтения» (срок – 3 квартал 2009 г.). 
11. Планируется работа экспериментальных площадок на базе лучших школьных библиотек г. Ульяновска и области.
12. Близится к завершению совместная с областным Министерством образования работа по созданию электронной базы 459 школьных библиотек Ульяновской области.
13. Вместе с тем, следует отметить, что профессиональный уровень многих школьных библиотекарей пока еще совершенно недостаточен для внедрения современного стандарта библиотеки образовательного учреждения как центра формирования информационной культуры. Ежегодно учебно-методический кабинет по работе с библиотеками, издательствами и СМИ предлагает школьным библиотекарям и библиотекарям системы начального и среднего профессионального образования курсы повышения квалификации, образовательные модули профессионального мастерства, проблемные семинары по современным проблемам библиотечного дела в школе, курсы по освоению информационных технологий в работе школьной библиотеки. Участие в этих занятиях чрезвычайно низкое. И не все здесь зависит от желания или нежелания школьного библиотекаря. Чаще всего, руководители образовательных учреждений не считают нужным повышать квалификацию своего сотрудника, демонстрируя тем самым сложившееся десятилетиями пренебрежительное отношение к школьной библиотеке как к подсобному помещению, складу учебников и кое-каких не очень нужных книг. Не потому ли во многих образовательных учреждениях Ульяновской области школьными библиотекарями числятся случайные люди, которые в начале учебного года выдают классным руководителям учебники, а в конце – ставят их на полки. Ни о какой работе по продвижению книги, по воспитанию культуры чтения и информационной культуры не может идти и речи. Конечно, причиной отсутствия интереса к повышению профессионального уровня являлась до недавних пор низкая мотивация библиотекарей образовательных учреждений: неопределенность статуса (не педагог и не обслуживающий персонал), низкая зарплата, невнимание руководства к проблемам школьной библиотеки. Но сейчас ситуация изменилась. С сентября 2008 г. повысилась зарплата школьным библиотекарям области; на августовском совещании педагогов, на секции школьных библиотек, Губернатор С.И. Морозов выступил с инициативой о назначении школьного библиотекаря заместителем директора по информационной работе. На открытии съезда школьных библиотекарей ПФО это решение было подтверждено им. Разумеется, эту должность сможет занимать только высококвалифицированный специалист – руководитель чтения детей, педагогов и родителей, владеющий самыми современными методиками формирования культуры чтения и необходимыми педагогическими знаниями. Так что, для подготовки такого специалиста одних курсов повышения квалификации один раз в пять лет совершенно недостаточно. 
14. Сделать школьную библиотеку центром формирования информационной культуры для педагогов, учеников и их родителей и, более того, центром формирования личности школьника, могут только профессионалы, владеющие всем арсеналом современных достижений науки, техники и педагогических идей. Этот арсенал огромен. Освоить его, переработать и внедрить в свою повседневную деятельность – задача библиотекаря-педагога. Наша задача – ученых и методистов – помочь такому освоению.
Категория: Научные статьи и публикации | Добавил: Admin (03 Марта 2009)
Просмотров: 8029
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright IGMP © 2024