Статья опубликована в журнале «Школьная библиотека» № 5, 2008 г.
Координация работы библиотек общеобразовательных учреждений и муниципальных библиотек Ульяновской области, перспективы переподготовки школьных библиотекарей на базе Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образованияН.А. Барсукова, книговед, заведующая учебно-методическим кабинетом по работе с библиотеками, издательствами и СМИ, доцент кафедры филологического образования УИПКПРО.
Организованный 1 декабря 2007 г. учебно-методический кабинет по работе с библиотеками, издательствами и средствами массовой информации УИПКПРО ставит своей главной задачей координацию работы школьных библиотек, их взаимодействие с библиотеками системы профобразования и муниципальными библиотеками Ульяновской области. Межведомственная интеграция необходима в вопросах формирования информационной культуры учащихся, в воспитании культуры чтения как основы развития личности, самосовершенствования человека и самообразования.
Кабинет БИС принимает активное участие в межведомственной программе развития библиотек Ульяновской области до 2010 г., в обеспечении продвижения книги в среду мало читающих или нечитающих детей и подростков, в проектах Областной научной, Областной библиотеки для детей и юношества им. С.Т. Аксакова, Центральной городской библиотеки им. И.А. Гончарова по формированию читательской позиции. Не секрет, что школьные библиотеки, особенно сельские, разобщены и нуждаются в координации работы, в методической помощи со стороны специалистов и коллег из областного центра. Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования разработал специальную программу по работе с библиотеками образовательных учреждений. Это курсы повышения квалификации и система семинаров для школьных библиотекарей совместно с сотрудниками библиотеки УИПКПРО, Центра профессионального образования УИПКПРО, Центральной городской библиотеки им. И.А. Гончарова и Областной библиотеки для детей и юношества им. С.Т. Аксакова. С сентября 2007 г. в УИПКПРО читается специальный курс по книговедению для работников образования всех уровней и всех специальностей, который входит в программу общенаучной подготовки слушателей. На лекциях особо подчеркивается роль школьной библиотеки в современном образовании и воспитании учащихся. Выпускаются методические рекомендации для школьных библиотекарей, педагогов и родителей по формированию культуры чтения, по обучению школьников самостоятельно работать с книгой, по обобщению опыта работы школьных библиотек как центров формирования информационной культуры учащихся. Проводятся круглые столы для педагогов и школьных библиотекарей, создаются условия для участия библиотекарей образовательных учреждений в региональных и Всероссийских научных конференциях по проблемам книги и чтения. Все это способствует созданию своеобразного сообщества школьных библиотекарей Ульяновска и области и позволяет совместно решать многие вопросы работы и взаимодействия библиотек. Одним из самых важных вопросов является комплектование новой литературой. В библиотеках образовательных учреждений Ульяновской области устаревшие физически и морально книги составляют до 75% фонда. Процент отказов по запрашиваемой новой литературе – более 80%. С целью улучшить положение по этим показателям Кабинет БИС УИПКПРО запланировал проведение экспертизы фондов школьных библиотек. Современная библиотека образовательного учреждения призвана сыграть особую роль в организации работы по информационному образованию и информационной подготовке учащихся. Являясь одним из начальных этапов непрерывного образования, она должна поднять свой престиж и повысить статус школьного библиотекаря за счет превращения библиотеки в информационный центр школы для педагогов и учащихся. Для этого необходима подготовка кадров, которые смогут обеспечить такую функцию. В подготовке специалистов для библиотек образовательных учреждений необходим компетентностный подход, как отмечалось на Первом съезде школьных библиотекарей. Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования накопил достаточный опыт в организации повышения квалификации библиотекарей образовательных учреждений. Специалистам предоставляется необходимая межотраслевая и новая информация в структурированном виде, предлагается дистанционное обучение и дистанционное консультирование работников школьных библиотек и библиотек системы профобразования, проводятся не только аудиторные занятия в рамках курсов повышения квалификации, но и семинары в межкурсовой период. Время требует периодического пересмотра программ повышения квалификации работников образования, в том числе и библиотекарей, исходя из требований современного развития информационного общества, которое является составной частью общества знаний. Функциональная деятельность школьного библиотекаря многопланова, он должен иметь навыки интегративного использования в своей профессиональной деятельности психолого-педагогических, библиотечных и информационных технологий. В проекте третьего поколения Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», представленного на первом съезде школьных библиотекарей, есть квалификация педагог-библиотекарь. Такую квалификацию готов ввести в свою работу и УИПКПРО. По полученным данным, на 1 января 2008 г. в Ульяновской области 78% школьных библиотекарей не имеют специального высшего библиотечного или педагогического образования. В г. Ульяновске такие специалисты составляют всего 46%. Школьный библиотекарь, даже при условии успешной работы, не может претендовать на квалификационный разряд выше 13, он не имеет льгот и доплат, положенных учителям, получает очень низкую зарплату. Статус его не определен – не педагог и не технический персонал. Во многих школах в связи с финансированием, зависящим от количества учащихся, директора вынуждены вообще отказаться от библиотекарей или перевести их на 0,5 – 0,25 ставки из-за нехватки денег. Объективная потребность введения квалификации педагог-библиотекарь очевидна – ведь даже имея специальное педагогическое или библиотечное образование, школьный библиотекарь испытывает недостаток в библиотечных либо в педагогических знаниях. К сожалению, не все руководители образовательных учреждений понимают эту очевидность, поэтому сформировать потребность в переподготовке необходимо не только у самих библиотекарей, но и у руководителей школ и управлений образованием Ульяновской области. Проблемой является и недостаток в библиотеках специалистов с высшим образованием. Необходимо стимулировать библиотекарей на получение высшего образования, чтобы быть эффективным и конкурентноспособным специалистом. Для этого, конечно, необходим новый взгляд на школьную библиотеку и на школьного библиотекаря со стороны администрации школы, муниципального образования и чиновников областной администрации. В Ульяновской области 430 школьных библиотек. Программа развития библиотек области до 2010 г. не учитывала эти библиотеки, но 29 февраля на совещании по организации некоммерческого Фонда поддержки детского чтения губернатор дал поручение Департаменту образования внести необходимые изменения в Закон об образовании Ульяновской области, касающиеся школьных библиотек, а также разработать предложения по школьным библиотекам и внести их в программу. Такая программа в настоящее время разработана Департаментом культуры и архивного дела с участием специалистов Департамента дошкольного, общего и дополнительного образования и Института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Необходимо отметить постоянное взаимодействие и сотрудничество Кабинета БИС УИПКПРО и областного Департамента дошкольного, общего и дополнительного образования. Так в ноябре 2007 г. при активном участии сотрудников Кабинета был проведен областной конкурс «Роль школьной библиотеки в правовом воспитании будущих избирателей». А в феврале-марте текущего года мы активно участвовали в подготовке и проведении Ассамблеи школьных хоров и школьных библиотек, в совещании специалистов РМК и школьных библиотекарей области в Доме учителя, обеспечивая методическую поддержку этих мероприятий. В ближайшей перспективе – участие в обсуждении изменений в Закон об образовании Ульяновской области, изучение опыта регионов по переподготовке школьных библиотекарей на специальность «педагог-библиотекарь», участие в совещании начальников районных управлений образования по вопросу функционирования школьных библиотек в современных условиях и другое. Изучается количественно-качественный состав школьных библиотек, идет подготовка к экспертизе их книжных фондов. Особое значение приобретает вопрос межведомственного взаимодействия структур образования и культуры. Библиотеки Министерства культуры традиционно обладают мощной методической базой. Специалисты по библиотечному делу работают в штате управления культуры, сильные методические центры всегда существовали в Областной научной и Областной библиотеке для детей и юношества. В системе образования специалистов по библиотекам нет, а те должностные лица, которым это поручено вместе с другими направлениями работы, не являются библиотековедами и книговедами. Отсюда следует, что основная нагрузка по выведению школьных библиотек из тяжелой ситуации, в которой они находятся, приходится на специалистов УИПКПРО, в частности, Кабинета БИС. Уже сейчас все семинары, совещания, круглые столы и рабочие встречи, на которые муниципальные библиотеки Министерства культуры приглашают школьных библиотекарей, не обходятся без нашего участия. Мы проводим лекции, выступаем с докладами, предлагаем методические материалы, участвуем в работе мастер-классов. За январь - март этого года мы приняли участие в 8 таких мероприятиях. Итогом этого стала активизация деятельности школьных библиотекарей. Многие из них приняли участие в межведомственном конкурсе «Лучшая библиотека для детей Ульяновской области», в публикациях юбилейного сборника к 65-летию УИПКПРО «Школьная библиотека – центр формирования информационной культуры учащихся», в работе выставки-ярмарки инновационных педагогических проектов института, в круглом столе «Как научить школьника самостоятельно работать с книгой», заявили об участии в секции «Формирование читательской позиции у детей и подростков» Всероссийской конференции «Проблемы преподавания филологических дисциплин» – во всех наиболее важных мероприятиях Кабинета БИС, запланированных на 2008 г. 29 февраля состоялось рабочее совещание по созданию Фонда поддержки детского чтения, в котором принял участие губернатор Ульяновской области, руководители департамента образования, управления культуры, представители деловых кругов. На этом совещании губернатор обратил особое внимание на бедственное положение школьных библиотек и школьных библиотекарей и поставил задачу исправить это положение в максимально короткие сроки. С этой целью в Ульяновской области объявлен конкурс на лучшую библиотеку для детей по двум номинациям – лучшая общедоступная муниципальная и лучшая школьная, а также конкурс на лучшего библиотекаря – муниципальной библиотеки для детей и школьной библиотеки – с грантовой поддержкой из средств Фонда. В разработке Положения о конкурсах приняли участие специалисты Департамента образования области, Управления образования мэрии, Департамента культуры и архивного дела, Областной научной библиотеки, Областной библиотеки для детей и юношества им. С.Т. Аксакова, УИПКПРО. Вместе с тем, наблюдается недостаточная профессиональная подготовленность школьных библиотекарей к работе в новых условиях. Курсы повышения квалификации посещают далеко не все, не все бывают и на проблемных семинарах в межкурсовой период. Отчасти это можно объяснить слабой мотивацией и отсутствием стимула – до сих пор законодательно не определен статус школьного библиотекаря, стоит вопрос о прохождении аттестации – как работники образовательных учреждений библиотекари школ должны проходить ее в УИПКПРО, но ранее аттестация осуществлялась училищем культуры, а в последние пять лет вообще не проводится. Определенные трудности в этом вопросе создает и отсутствие на муниципальном уровне специалистов по школьным библиотекам, ответственных и за повышение квалификации, и за аттестацию сотрудников. Таким образом, работа кабинета БИС УИПКПРО будет не только еще более активной и интенсивной, но и долговременной, т.к. за год-два проблемы школьных библиотек не решить, особенно на селе.
|