Ассоциация библиотекарей образовательных учреждений Ульяновской области
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Поиск

Друзья сайта

· RSS 18 Ноябрь 2017, 01:53

Главная » Статьи » Конкурсы, фестивали

Выставка-ярмарка инновационных проектов школьных библиотекарей как эффективная форма развития инноваций в регионе

*  *  *

Прохорова Светлана Юрьевна - 
начальник научно-исследовательского
отдела Ульяновского ИПКПРО, кандидат педагогических наук.
Барсукова Нина Аркадьевна - 
книговед, заведующая учебно-методическим кабинетом по работе с библиотеками, издательствами и СМИ Ульяновского ИПКПРО, кандидат исторических наук.



Выставка-ярмарка инновационных проектов школьных библиотекарей
как эффективная форма развития инноваций в регионе


«Что умеете хорошего, то не забывайте,
а чего не умеете, тому учитесь».
(Поучение В.Мономаха своим детям)

     Одной из ярких особенностей модернизации отечественного образования на современном этапе является активизация инновационных процессов в образовательном пространстве как отдельных регионов, так и России в целом. В образовательных учреждениях, методических службах, органах управления образованием накоплено множество уникальных продуктов инновационной деятельности, которые, в конечном счете, направлены на повышение качества образования, развитие личности и психики ребёнка. Очень часто эти инновации имеют большую актуальность и могут с успехом применяться далеко за пределами того учреждения, где они были разработаны и апробированы. Отдельный интерес представляют инновационные проекты и опыт школьных библиотекарей. Кроме того, инновации всё чаще становятся привлекательными с точки зрения инвестиций, что открывает новые возможности для их продвижения. В этой ситуации отчётливо осознаётся и возрастает потребность в активном обмене инновационным опытом между библиотекарями, педагогами. 

     В то же время привычное знакомство с педагогическими, книговедческими и библиотечно-библиографическими новшествами через организацию и участие в семинарах и творческих встречах уже не может в должной мере удовлетворить потребность библиотекаря в своём профессиональном развитии. Требуются такие формы знакомства с работой коллег и приобретения собственного опыта, которые отличались бы от традиционных большей социальной значимостью и массовостью, а главное – возможностью для большого круга заинтересованных лиц представить свои инновационные наработки и, одновременно, ознакомиться с разнообразными инновационными предложениями, а, возможно, и приобрести некоторые проекты для своей дальнейшей работы.

     Учитывая важность развития форм работы по продвижению инновационного педагогического опыта школьных библиотекарей, Губернатор Ульяновской области принял решение о проведении Министерством образования Ульяновской области и Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования Межрегиональной выставки-ярмарки инновационных проектов школьных библиотекарей. 
     При подготовке и проведении данного мероприятия особое внимание было уделено нормативно-правовому обеспечению: было разработано положение о Межрегиональной выставке-ярмарке (Приложение 1), план её подготовки и программа проведения (Приложение 2). 
     Ярмарка проходила 20 декабря 2008 года в помещениях Ульяновского ИПКПРО. Она явилась значимым социально-педагогическим событием в системе образования Ульяновской области. Именно в формате выставки-ярмарки становятся возможными презентации и компетентное обсуждение вопросов, волнующих библиотекарей: от поддержки и развития читательской и информационной среды ребенка до решения задач повышения инвестиционной привлекательности детских и школьных библиотек.

     Выставка-ярмарка призвана объединить участников в поиске эффективных путей решения проблем и определения дальнейших перспектив развития школьных библиотек.
     На Выставке-ярмарке было представлено 67 инновационных образовательных проектов библиотекарей Ульяновской области, а также Чувашской республики, республики Башкортостан, города Тольятти. На выставке были представлены проекты 6 образовательных учреждений и 61 библиотекаря. 
     У выставочных стендов каждый заинтересованный посетитель мог не только приобрести инновационные материалы, но и получить соответствующие консультации и рекомендации от авторов материалов. Это позволяет до минимума сократить время продвижение инноваций и предупредить возможные искажения на промежуточных этапах трансляции нового опыта.

     При проведении Выставки-ярмарки инновационных проектов школьных библиотекарей были предусмотрены:
· конкурс с награждением победителей Выставки-ярмарки инновационных проектов (Приложение 3),
· работа рекламных трибун участников ярмарки.
     По итогам работы выставки-ярмарки все учреждения и библиотекари, представившие свои инновационные проекты, получили сертификат участника.
Выставку-ярмарку посетили более 100 библиотекарей области, представители муниципальных органов управления образованием разных уровней. 
    Наибольшим спросом на выставке-ярмарке пользовались материалы на электронных носителях, информационно-образовательные программы, авторские проекты, сценарии внеклассных мероприятий, презентации библиотечных уроков, проекты по организации рекламной деятельности школьных библиотек.

     С целью изучения образовательных потребностей региона, совершенствования работы по созданию условий для развития инновационной деятельности библиотекарей образовательных учреждений, продвижения результатов этой деятельности в образовательном пространстве России, оргкомитетом было проведено анкетирование участников и посетителей выставки-ярмарки. В ходе анкетирования выявлялось мнение педагогов относительно инновационности и практической значимости представленных на выставке-ярмарке материалов, рекламно-информационного обеспечения мероприятия, организации пространства и методической поддержки участников. Приветствовались предложения и пожелания по организации выставок-ярмарок в будущем.
     Участники выставки-ярмарки отдали предпочтение следующим видам участия: общение с коллегами, презентация опыта, продажа (покупка) проектов, взаимообмен, выступление на свободной трибуне, заключение договоров.

     При анализе анкет участников выставки-ярмарки выяснилось, что данное мероприятие нашло широкую поддержку среди библиотекарей области, которые предлагали различные варианты его дальнейшего развития, например: включить номинацию по работе школьных библиотекарей в традиционную выставку-ярмарку инновационных образовательных проектов 2009 года, сделать выставку-ярмарку регулярной. Всё это обязательно будет учтено организаторами при подготовке и проведении последующих выставок-ярмарок. По решению оргкомитета проекты победителей будут опубликованы в специальном сборнике, который выйдет из печати в первом квартале 2009 г.
     Несомненным достижением является огромный опыт работы большинства школьных библиотекарей по воспитанию культуры чтения детей и подростков, по проведению комплексной работы с книгой, по объединению усилий всех педагогов образовательного учреждения в вопросах формирования информационной культуры личности. Необходимо отметить, что многие школьные библиотекари все больше используют информационно-коммуникационные технологии в своей работе, что проявилось в работе секции «Информационные технологии в работе школьных библиотек».

     К проблемам школьных библиотек относится недостаточное понимание инновации и инновационного проекта. Многие из представленных работ являются простым обобщением опыта работы и не раскрывают перспективные направления в работе школьной библиотеки. В этом проявляется недостаточный уровень квалификации школьных библиотекарей, что, несомненно, свидетельствует о невнимании администрации школы к проблемам библиотеки.  
     В целом, работа выставки-ярмарки явилась для школьных библиотекарей стимулом для дальнейшей творческой деятельности, для пересмотра некоторых направлений своей работы, для объединения усилий с целью достижения главного результата – формирования личности школьника, ее духовно-нравственного развития.
     Проведённая выставка-ярмарка продемонстрировала свою успешность и перспективность как форма распространения инновационного опыта школьных библиотекарей, образовательного маркетинга, а также эффективность в плане повышения инвестиционной привлекательности библиотек образовательных учреждений. Участие образовательных учреждений и библиотекарей в выставке-ярмарке даёт им возможность оценить и спроектировать направления собственной профессиональной деятельности и развития, расширить и укрепить партнерские отношения с коллегами, единомышленниками. 

     Мы надеемся, что выставка-ярмарка как эффективная форма развития инновационных процессов в регионе продолжит свою работу в последующие годы и расширит свои географические рамки. Приглашаем школьных библиотекарей России к участию в этом необычном и чрезвычайно интересном и результативном мероприятии. Свои предложения и заявки на участие вы можете направлять по адресу uipkpro@yandex.ru

Приложение 1

Положение о межрегиональной выставке-ярмарке

инновационных проектов 

развития школьных библиотек

Выставка-ярмарка инновационных проектов развития школьных библиотек (далее Ярмарка) проводится Министерством образования Ульяновской области и Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования на основании приказа Министерства образования №816 от 5.12.2008 г.
1. Общие сведения
1.1. Учредители Ярмарки:
Министерство образования Ульяновской области,
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
1.2. Участие в Ярмарке
Участниками выставки-ярмарки могут стать школьные библиотекари, работники муниципальных библиотек, обслуживающих детское население, педагогические работники области, областные методические центры детского чтения, сотрудники фонда развития детского чтения Ульяновской области, работники издательств.
     Участник, представляющий опыт или конкретное образовательное учреждение, должен иметь рекомендацию образовательного учреждения на участие в Ярмарке.
     Участие в Ярмарке предусматривает организационный взнос для образовательных учреждений и для отдельных педагогов.
2. Цели
-создание современной эффективной модели школьной библиотеки для информационного обеспечения реализации приоритетного национального проекта «Образование» на территории Ульяновской области;
-поддержание творческой инициативы в области библиотечно-библиографического обслуживания детей и подростков; 
-объединение возможностей и ресурсов государственных, коммерческих и гражданских институтов в продвижении инновационного опыта работы школьных библиотек;
-диссеминация инновационного опыта работы школьных библиотек в регионе;
-создание инновационного пространства, объединяющего библиотекарей, педагогов и специалистов по близким проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей;
3. Задачи
3.1. Распространение внутри системы образования рыночных принципов через приобретение опыта и расширение практики осознания, оформления и защиты авторских прав; развитие практики торговли интеллектуальными продуктами; организацию для библиотекарей практикума по оформлению и представлению своей продукции в адекватной рынку форме; изучение и частичное удовлетворение реального коммерческого спроса на продукты библиотечно-педагогической деятельности.
3.2. Развитие социального партнерства через разработку и апробацию механизмов общественного участия в управлении образованием; приобретение позитивного опыта совместной разработки и организации образовательного мероприятия силами различных социальных групп (менеджеры образования, библиотекари, педагоги, ученые, журналисты, администрация, депутаты, некоммерческие организации, родительская общественность, бизнес-структуры и др.); актуализацию проблем школьных библиотек в глазах общества; повышение информирования социума о современном состоянии системы школьных библиотек.
3.3. Повышение эффективности удовлетворения образовательным учреждением социального заказа за счет повышения качества работы школьной библиотеки, развития комплексного взаимодействия ее с социумом, в том числе, в сфере управления, привлечения внебюджетных вне-образовательных средств и ресурсов для решения задач образования, профессионального развития педагогов за счет их выхода за рамки стандартных форм и видов деятельности; повышения мотивации школьных библиотекарей как руководителей чтения в педагогическом сообществе.
3.4. Повышение эффективности труда школьного библиотекаря через обмен профессиональным опытом с коллегами; обмен технологиями с не-образовательными сферами; приобретение опыта применения новейших технологий; повышение мотивации.
4. Содержательные направления Ярмарки
1. Школьная библиотека - образовательный и культурно- просветительский центр села (микрорайона). Кураторы и эксперты инновационных проектов: Н.Е. Боровлева – к.п.н. старший научный сотрудник НИЛРИП, И.П. Жесткова – зав. библиотекой УИПКПРО.
2. Библиотека образовательного учреждения и социальное партнерство. Кураторы и эксперты инновационных проектов: Т.Н.Казанцева - методист кафедры управления образованием, О.В. Салманова - методист деканата повышения квалификации.
3. Школьная библиотека в системе инновационной работы учреждений образования и культуры. Кураторы и эксперты инновационных проектов: В.Н. Янушевский - к.п.н., старший научный сотрудник НИЛРИП, Н.А. Сипратова – методист отдела развития образования.
4. Информационные технологии в работе школьных библиотек. Кураторы и эксперты инновационных проектов: О.Г. Мукина – методист информационного кабинета УИПКПРО, Л.А Левицкова - методист информационного кабинета УИПКПРО.
5. Воспитание читателя – воспитание гражданина. Кураторы и эксперты инновационных проектов: А.Н. Мартынова- методист центра гражданского образования УИПКПРО, Н.А. Давлетшина - к.п.н., доцент кафедры начального образования.

5. При проведении первого этапа предусмотрены:
- работа рекламных трибун участников ярмарки,
- конкурс с награждением победителей и лауреатов Выставки-ярмарки инновационных проектов развития школьных библиотек (положение о конкурсе).
6. Для представления на выставке-ярмарке инновационных материалов и услуг школьных библиотек до 1 декабря 2008 года подать заявку и тезисы, содержащие краткую характеристику проекта.
Требования к оформлению заявки: 
- тема проекта, ведущая педагогическая идея; 
- тезисы проекта; 
- направление деятельности (в соответствии с тематическими разделами выставки-ярмарки); 
- стоимость предлагаемого образовательного проекта; 
- фамилия, имя, отчество участника; 
- номер дошкольного образовательного учреждения; 
- адрес (домашний, служебный, телефон, факс, e-mail); 
- наличие квалификационной категории, другие заслуги, награды; 
- стаж работы; 
- рекомендация на участие в выставке-ярмарке, заверенная печатью и подписью руководителя учреждения. 
Требования к оформлению тезисов представляемого проекта.
Объем -1-2 страницы, шрифт - Times New Roman, размер - 12, интервал -1,5 интервала, поля: верхнее - 2 см., нижнее - 2, левое - 2, правое - 1,5).


Приложение 2

Программа проведения

10.00 - 10.30 ч – открытие Выставки-ярмарки (актовый зал).
10.30- 13.00 ч - работа секций Выставки-ярмарки:
актовый зал «Воспитание читателя - воспитание гражданина».
38 кабинет «Информационные технологии в работе школьных библиотек».
35 кабинет «Школьная библиотека в системе инновационной работы учреждений образования и культуры».
32 кабинет «Школьная библиотека – образовательный и культурно- просветительский центр села (микрорайона)».
33 кабинет «Библиотека образовательного учреждения и социальное партнерство».
11.00 - 11.15 ч. – детский концерт (фойе 2 этажа).
Предусмотрено время для работы рекламных трибун на секциях:
11.00 - 11.30 ч. – работа рекламной трибуны проектов номинации «Информационные технологии в работе школьных библиотек» (38 кабинет).
11.20 -11.50 ч. – работа рекламной трибуны проектов номинации «Воспитание читателя - воспитание гражданина» (актовый зал).
12.00 - 12.30 ч. – работа рекламной трибуны проектов номинации «Школьная библиотека в системе инновационной работы учреждений образования и культуры» (35 кабинет).
12.30 - 13.00 ч. – работа рекламной трибуны проектов номинации «Школьная библиотека – образовательный и культурно- просветительский центр села (микрорайона)» (32 кабинет).
12.15 - 12.45 ч. – работа рекламной трибуны проектов номинации «Библиотека образовательного учреждения и социальное партнерство» (33 кабинет)
13.00 - 13.30 ч. – церемония награждения авторов лучших инновационных проектов развития школьных библиотек (актовый зал)


Приложение 3

Перечень победителей конкурса в рамках межрегиональной выставки-ярмарки инновационных проектов школьных библиотек

Направление: "Школьная библиотека – образовательный и культурно-просветительский центр села (микрорайона)"
1. Дипломом 2 степени награждена заведующая библиотекой Большенагаткинской МОУ СОШ Цильнинского района Ульяновской области Мулянова Надежда Михайловна за проект «Книге – быть!»
2. Дипломом 3 степени награждена библиотекарь МОУ Акшуатская СОШ Барышского района Ульяновской области Кузнецова Светлана Александровна за проект «Источник знаний» (создание модели мини-модульной библиотеки как способа повышения образовательного и культурного уровня сельского населения).

Направление: "Воспитание читателя - воспитание гражданина"
1. Диплом 1 степени – Мусаллямова Рейса Рестамовна, заведующая библиотекой МОУ СОШ № 74 г. Ульяновска за проект «Опыт работы школьной библиотеки по воспитанию современного читателя».
2. Диплом 2 степени – Кирина Ирина Ивановна, заведующая библиотекой МОУ СОШ №1 рабочего поселка Кузоватово за проект «Ученик. Читатель. Гражданин».
3. Диплом 3 степени – Тимербаева Мария Ивановна, заведующая библиотекой МОУ Многопрофильный лицей № 20 г. Ульяновска за проект «Духовно-нравственное воспитание учащихся».

Направление: "Школьная библиотека в системе инновационной работы учреждений образования и культуры"
1. Дипломы 1 степени 
Алатырская Ирина Викторовна, заведующая библиотекой Дмитриево-Помряскинской СОШ Старомайнского района Ульяновской области за проект «Школьная библиотека как субъект инновационной деятельности».
Иванушкина Татьяна Дмитриевна, заведующая библиотекой Каргинской СОШ Вешкаймского района Ульяновской области за проект «Читающая школа».
2. Диплом 2 степени 
Немова Юлия Евгеньевна, заведующая библиотекой Вешкаймской СОШ №1 Ульяновской области за проект «Семейное чтение», 
3. Дипломы 3 степени
Петрова Наталья Павловна, заведующая библиотекой СОШ № 57 г.Ульяновска за проект «Инновационные и традиционные формы работы школьной библиотеки».
Коллектив педагогов СОШ села Новая Бекшанка Барышского района Ульяновской области за проект школьной библиотеки «Здорово быть здоровым».

Направление: "Библиотека ОУ и социальное партнерство"
1. Диплом 1 степени присужден ФГОУ СПО Ульяновский фармацевтический колледж за инновационный проект, посвященный проблеме реабилитации и адаптации детей-инвалидов «Использование ресурсов библиотеки и психологической службы в адресном сопровождении студентов-инвалидов».
2. Диплом 2 степени присужден Клочковой Валентине Ивановне, библиотекарю Силикатненской СОШ Сенгилеевского района за проект «Дела государственные».

Направление: "Информационные технологии для школьных библиотек"
1. Диплом 1 степени – Дятлова Валентина Васильевна, заведующая библиотекой МОУ СОШ №28 г. Ульяновска за проект «Роль библиотечных уроков-презентаций в информационной, образовательной и воспитательной работе школы».
2. Диплом 2 степени – Медведева Валентина Вениаминовна, библиотекарь МОУ Прибрежненская СОШ Старомайнского района Ульяновской области за проект «Основы информационной грамотности младших школьников».
3. Диплом 3 степени – Шпилевая Надежда Павловна, заведующая библиотекой МОУ Октябрьский сельский лицей Чердаклинского района Ульяновской области за проект «Межведомственное взаимодействие в библиотечно-библиографической ориентации читателей».
Категория: Конкурсы, фестивали | Добавил: Admin (16 Январь 2009)
Просмотров: 15522
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright IGMP © 2017