Ассоциация библиотекарей образовательных учреждений Ульяновской области
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Поиск

Друзья сайта

· RSS 24 Октябрь 2017, 12:28

Главная » Статьи » Статьи в журналах

Н.А.Барсукова. Проблемы повышения квалификации школьных библиотекарей
Статья принята к публикации в журнале «Школьная библиотека» № 10, 2008 г.


Проблемы повышения квалификации школьных библиотекарей

Выступление на съезде школьных библиотекарей Приволжского Федерального округа


Нина Аркадьевна Барсукова,
Председатель Ульяновского регионального отделения РШБА,
заведующая учебно-методическим кабинетом 
по работе с библиотеками, издательствами и СМИ 
Ульяновского института повышения квалификации 
и переподготовки работников образования, 
кандидат исторических наук, доцент


     Уважаемые коллеги! Дорогие друзья и единомышленники! Наш съезд школьных библиотекарей Приволжского Федерального округа проходит в городе Ульяновске, столице российских библиотек 2008 года. На протяжении всего этого года мы чувствуем доброжелательный интерес к проблемам библиотек Ульяновской области со стороны книжной общественности России и, прежде всего, со стороны Русской школьной библиотечной ассоциации. 
     Уважаемая Татьяна Дмитриевна! Позвольте от всего сердца поблагодарить Вас за огромный и самоотверженный труд во имя развития школьных библиотек России, за Вашу сплоченную этим благородным делом команду единомышленников, за помощь и поддержку в создании региональных отделений РШБА.
     Постоянное внимание к проблемам школьных библиотек проявляет Губернатор – Председатель Правительства Ульяновской области Сергей Иванович Морозов. По его инициативе принято решение о создании Ульяновского регионального отделения Русской школьной библиотечной ассоциации, которое сможет способствовать скорейшему преобразованию школьных библиотек области в информационные, просветительские и культурные центры образовательных учреждений. Региональное отделение РШБА ставит своей стратегической задачей разработку и внедрение модельного стандарта школьной библиотеки области и, в связи с этим, значительное повышение уровня профессиональной квалификации школьных библиотекарей. Этот уровень пока еще совершенно недостаточен для внедрения современного стандарта библиотеки образовательного учреждения.
     Ежегодно библиотека УИПКПРО и учебно-методический кабинет по работе с библиотеками, издательствами и СМИ предлагают школьным библиотекарям и библиотекарям системы начального и среднего профессионального образования курсы повышения квалификации, образовательные модули профессионального мастерства, проблемные семинары по современным проблемам библиотечного дела в школе, курсы по освоению информационных технологий в работе школьной библиотеки. Участие в этих занятиях чрезвычайно низкое. И не все здесь зависит от желания или нежелания школьного библиотекаря. Чаще всего, руководители образовательных учреждений не считают нужным повышать квалификацию своего сотрудника, демонстрируя тем самым сложившееся десятилетиями пренебрежительное отношение к школьной библиотеке как к подсобному помещению, складу учебников и кое-каких не очень нужных книг. Не потому ли во многих образовательных учреждениях Ульяновской области школьными библиотекарями числятся случайные люди, которые в начале учебного года выдают классным руководителям учебники, а в конце – ставят их на полки. Ни о какой работе по продвижению книги, по воспитанию культуры чтения и информационной культуры не может идти и речи. Знаю, что такое положение существует и во многих регионах Приволжского Федерального округа. В связи с этим, прошу отразить в решениях съезда обязанность руководителей районных управлений образования и директоров школ контролировать прохождение курсов повышения квалификации школьными библиотекарями.  
     Много лет по массовым формам работы дают консультации специалисты методического отдела Областной библиотеки для детей и юношества им. С.Т. Аксакова. При библиотеке организованы постоянно действующие семинары для школьных библиотекарей и библиотекарей системы начального и среднего профессионального образования области для изучения опыта работы лучших библиотек образовательных учреждений, для получения актуальной информации по библиотечному обслуживанию и продвижению книги, для встречи с сотрудниками издательств. 
     Для активизации деятельности школьных библиотек и привлечению детей к чтению могут быть использованы самые разнообразные формы работы. В помощь школьному библиотекарю предлагается огромное количество мероприятий на страницах журнала «Школьная библиотека», газеты «Библиотека в школе» (приложение к газете «1 сентября»). Каждое из мероприятий подробно расписано и методически обосновано. Но только некоторые школьные библиотеки области имеют эти подписные издания. По отзывам большинства школьных библиотекарей города и области, руководители образовательных учреждений отказывают в подписке на эти издания, ссылаясь на отсутствие средств, а порой и главный бухгалтер районного управления образования вычеркивает из списка профессиональные издания, решая почему-то, что данная школа и без них обойдется. 
     Существует и приложение к журналу «Школьная библиотека» - «Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря» (серия 1 – книги о новых направлениях в библиотечном деле, о новых методах работы, о практических разработках в продвижении книги и чтения; серия 2 – «Выставка в школьной библиотеке» в виде папок с готовым выставочным материалом; серия 3 – «Каталог школьной библиотеки. Электронная версия), а также «Калейдоскоп юбилейных дат: сборник сценариев для школьных и детских библиотек». Все эти издания можно выписать по каталогу «Роспечать». Издательство «Школьная библиотека» выпускает специализированные журналы по чтению для детей, подростков и родителей: «Читайка», «Девчонки – мальчишки», «Крылья», «Юный краевед», «Семейное чтение», «Читаем вместе» и другие.
     Так что для успешной работы нужно лишь желание школьного библиотекаря и поддержка со стороны руководства школы и района. 
     Конечно, причиной отсутствия интереса к повышению профессионального уровня являлась до недавних пор низкая мотивация библиотекарей образовательных учреждений: неопределенность статуса (не педагог и не обслуживающий персонал), низкая зарплата, невнимание руководства к проблемам школьной библиотеки. Но сейчас ситуация изменилась. С сентября 2008 г. повысилась зарплата школьным библиотекарям области; на августовском совещании педагогов, на секции школьных библиотек, Губернатор С.И. Морозов выступил с инициативой о назначении школьного библиотекаря заместителем директора по информационной работе. На открытии нашего съезда Сергей Иванович подтвердил это решение. Разумеется, эту должность сможет занимать только высококвалифицированный специалист – руководитель чтения детей, педагогов и родителей, владеющий самыми современными методиками формирования культуры чтения и необходимыми педагогическими знаниями. Так что, для подготовки такого специалиста одних курсов повышения квалификации один раз в пять лет совершенно недостаточно. 
     Учебно-методический кабинет по работе с библиотеками, издательствами и СМИ УИПКПРО разработал систему занятий со школьными библиотекарями в межкурсовой период – это семинары, конференции, мастер-классы. Но главным стимулом работы должен стать конкурс на лучшую школьную библиотеку и лучшего школьного библиотекаря Ульяновской области, призовой фонд которого соизмерим с фондом конкурса на лучшую школу и лучшего учителя области.  
     Несмотря на все трудности, многие библиотекари образовательных учреждений Ульяновской области стремятся работать на уровне современных требований и выбирают те направления, которые наиболее интересны и полезны учащимся, их родителям и педагогическому коллективу. Много лет библиотека Большеключищенской школы Ульяновского района является культурным центром села, а ее заведующая – Нина Александровна Конева – разрабатывает новые формы работы с детьми и взрослыми, каждый год в ее библиотеке открываются клубы, кружки, проводится много интересных мероприятий. Надо отметить и деятельную поддержку директора этой школы и всего педагогического коллектива своей любимой школьной библиотеке. Библиотека Ульяновского лицея №20 выбрала в качестве главного направления духовно-нравственное воспитание детей. Заведующая библиотекой Мария Ивановна Тимербаева представила на Всероссийский форум школьных библиотекарей такие интересные разработки, что они надолго исчезали с выставочных стендов – всем хотелось их почитать, переписать и увезти к себе в школы. Успешно развивает информационные технологии в своей работе заведующая библиотекой школы №28 г. Ульяновска Валентина Васильевна Дятлова; главным направлением своей деятельности Ольга Юрьевна Камынина сделала профориентационную работу для учащихся (библиотека школы №24 г. Ульяновска); Валентина Васильевна Тихонова, заведующая библиотекой школы №1 г. Сенгилея, много лет занимается с учениками литературным краеведением. Особенно хочется отметить школьных библиотекарей г. Димитровграда. Их отличает высокий профессиональный уровень, хорошее творческое взаимодействие, энтузиазм и организованность. В Димитровграде работает методическое объединение школьных библиотекарей (руководитель - Жания Азгатовна Фехретдинова), недавно прошел городской конкурс на лучшего школьного библиотекаря, снят фильм «Школьные библиотеки Димитровграда». 
     Самое интересное, что вышеназванные специалисты и другие успешно работающие школьные библиотекари являются постоянными участниками всех конкурсов профессионального мастерства, семинаров и мастер-классов, слушателями курсов повышения квалификации. 

     Хотелось бы обратить внимание и на другой аспект проблемы – подготовку специалистов для работы в школьных библиотеках средними и высшими учебными заведениями. На нашей секции «Кадры школьных библиотек: научно-методическое и информационное обеспечение непрерывного образования» уже не один раз говорилось о том, что школьных библиотекарей не готовит ни одно учебное заведение. Но надо сказать и о сокращении подготовки библиотечных специалистов вообще. Ульяновский государственный университет обучает только одну группу студентов- заочников по специальности «Библиотечное дело», Ульяновское училище культуры тоже обучает студентов по этой специальности заочно. Давно закрыт книжный техникум, который наряду со специалистами в области книжной торговли (проблема подготовки которых стоит в нашем регионе чрезвычайно остро!) обучал и библиотекарей. Говорят, что такая ситуация сложилась из-за отсутствия интереса молодежи к данной специальности. В результате – смены школьным библиотекарям пенсионного возраста практически нет, и, оставляя в стороне вышеназванное отсутствие мотивации, стоит поставить вопрос о профессиональной подготовке молодежи к профессии библиотекаря. Объявить об отсутствии интереса и закрыть учебное заведение или специальность вуза нетрудно. Может быть, пора заняться профессиональной ориентацией школьников по специальности «библиотекарь» и показать благородство, красоту, интеллектуальную наполненность и удивительную современность этой работы. Для этого необходимо разработать специальные методики и привлечь специалистов в области информационной культуры, а также использовать возможности рекламы.


     Сделать школьную библиотеку центром формирования информационной культуры для педагогов, учеников и их родителей и, более того, центром формирования личности школьника, могут только профессионалы, владеющие всем арсеналом современных достижений науки, техники и педагогических идей. Этот арсенал огромен. Освоить его, переработать и внедрить в свою повседневную деятельность – задача библиотекаря-педагога. Наша задача – ученых и методистов – помочь такому освоению. Надеюсь, что наш съезд тоже будет способствовать решению этой задачи.
Категория: Статьи в журналах | Добавил: Admin (17 Ноябрь 2008)
Просмотров: 3275
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright IGMP © 2017